Если задержанные в Дагестане боевики окажутся гражданами Казахстана , то власти республики окажут им правовую и консульскую помощь. Об этом на официальном брифинге заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства Казахстана Аскар Абдрахманов. Вместе с тем, он отметил, что «затем МИД проинформирует должным образом правоохранительные органы страны».
В ходе брифинга Абдрахманов заметил, что МИД Казахстана в курсе соответствующих сообщений в СМИ. Но при этом он акцентировал внимание, что «подтверждений и достоверных сведений» о том, что боевики имеют отношение к республике, нет. По его данным, «посольство в Москве направило запрос в МВД России, в МВД Республики Дагестан». «Но ответа мы пока не получили» — отметил представитель МИД Казахстана.
Как уже сообщало ИА REGNUM , два предполагаемых участника незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в ночь на 10 февраля в Махачкале, предположительно являются гражданами Казахстана. Об этом агентству сообщили источники в правоохранительных органах Дагестана. По данным ИА REGNUM , боевики были блокированы в квартире одного из многоэтажных жилых домов по проспекту Шамиля (бывший Калинина) и после длительных переговоров сложили оружие.
Это не первая информация об участии выходцев из Средней Азии в дагестанском бандподполье. Так, боевик, уничтоженный в ходе спецоперации в Махачкале на улице Шихсаидова вечером 5 октября 2010 года был уроженцем казахстанского города Актау. Он был опознан как Юсупов Ерлан Хасанович, 1980 г.р. Отказавшись сдаться и открыв стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов, он был уничтожен ответным огнем.
После операции близ села Агачаул в окрестностях Махачкалы 28 июля 2009 года МВД Дагестана сообщило об уничтожении пяти наемников, при которых были обнаружены паспорта граждан Казахстана. Посольство Казахстана в РФ впоследствии не подтвердило этой информации.
По мнению экспертов, одним из «мостов» между экстремистским исламом Дагестана и Средней Азии могут быть районы Западного Казахстана, где компактно проживают выходцы из Дагестана. Председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков в интервью ИА REGNUM 18 октября 2009 года признал беспокойство спецслужб страны в связи с «фактором Дагестана» в мусульманской среде Западного Казахстана. Одним из мест компактного проживания дагестанцев в Западном Казахстане является город Новый Узень (Жанаозен), где в советские времена работало много дагестанских нефтяников.
В то же время другой специалист из Казахстана — социолог Гульмира Илеуова отмечала в интервью ИА REGNUM , что «рост исламистских настроений» на Западе Казахстана связан «с низким уровнем жизни. Например, в Атырау очень сильное недовольство. Уровень жизни там, может быть, выше, чем, скажем, в Чимкенте, но при этом он низкий для Атырауской области. Где нет этой разницы в доходах, там
18e3
нет радикалов». Также, она заявила, что «играет свою роль и «родовой вопрос» — на западе мало казахских родов. Для региона вообще очень характерны сильные внутриродовые связи — это сильно отличает ситуацию от других регионов Казахстана». «Теперь давайте посмотрим, как выглядит эта проблема применительно к родовой системе отношений. Есть лидер рода, вокруг него собираются родственники. Но родовые группы — очень замкнутые, и поэтому если туда внедряется еще и религиозный момент, это очень сильное дополнение для консолидации. Я могу ошибаться, но уверена, что в Атырауской и Магистауской областях есть своя специфика, и ею надо целенаправленно заниматься» — отметила специалист.
Напомним, имеются также косвенные свидетельства пополнения дагестанских незаконных вооруженных формирований выходцами из Киргизии. По официальному сообщению Следственного комитета РФ, появившемуся 16 марта 2010, пистолет, из которого в Москве был убит священник Даниил Сысоев , был обнаружен в Дагестане, а уничтоженный боевик, при котором был найден этот пистолет, имел паспорт гражданина Киргизии Бексултана Карыбекова. Обладатель этого паспорта устроил стрельбу на посту ГИБДД , находящемся при въезде в Махачкалу, 1 декабря 2009 года, убил одного и ранил двух милиционеров, после чего был уничтожен.
Известно также, что некоторые жители Дагестана пополняют ряды НВФ в Таджикистане. По официальным данным властей этой страны, в группе из 25 заключенных, совершивших побег из тюрьмы в Душанбе 23 августа 2010 года, было четыре гражданина России, постоянно проживающих в Дагестане. Некоторые из них вскоре были задержаны.
Исторически одним из первых «совместных проектов» мусульман Дагестана и Средней Азии была «Партия исламского возрождения», учрежденная в Астрахани в 1990 году. В этой организации, вскоре распавшейся, наиболее видную роль играли представители Таджикистана, а также борцы за «чистый ислам» из Дагестана. Впрочем, далеко не все дагестанские организаторы этой партии впоследствии оказались причастными к экстремизму.