Нагорный Карабах: Угроза спонтанной войны нарастает: интервью Сабины Фрейзер

Международная кризисная группа (International Crisis Group — ICG) подготовила очередной доклад, посвященный нагорно-карабахскому конфликту. В документе, который носит название «Армения и Азербайджан: предотвращая войну» , отмечается, что эскалация фронтовых столкновений, гонка вооружений, военная риторика и сбои в мирных переговорах увеличивают для Армении и Азербайджана вероятность возобновления войны за Нагорный Карабах, которая приведет к масштабным разрушениям в регионе. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с директором Европейских программ ICG Сабиной Фрейзер .

ИА REGNUM : Эксперты приходят к выводу, что усилия президента РФ Дмитрия Медведева в карабахском направлении не привели к позитивным сдвигам. В этом контексте указывается также на провал Астанинского саммита ОБСЕ . Насколько объективны эти оценки?

2010 год был очень сложным для переговоров в рамках Минской группы вокруг документа по базовым принципам урегулирования конфликта. И это весьма позитивно, что, начиная с конца 2008 года, интерес России к поиску решения возрос, а также и то, что президент России был персонально включен в этот процесс. Он встречался с Алиевым и Саргсяном по нескольку часов, как минимум, три раза в 2010 году: в Сочи (январь), Санкт-Петербурге (июнь) и Астрахани (октябрь). К сожалению, единственным осязаемым результатом 2010 года стала договоренность, достигнутая 27 октября в Астрахани, относительно обмена военнопленными и телами убитых.

И Баку, и Ереван утверждают, что они предлагают максимальные уступки. Президент Ильхам Алиев утверждает, что он в значительной степени принял базовые принципы урегулирования конфликта, разработанные в феврале 2010 года, в то время как президент Серж Саргсян придерживается уклончивой позиции.

Большинство армян чувствуют, что риск изменения статус-кво в конфликтном регионе перевешивает возможные выгоды. Они говорят, что базовые принципы предполагают их уход с занимаемых позиций без реальных гарантий безопасности, в обмен на смутно-определенный «промежуточный статус» для Нагорного Карабаха, который включает обещание провести голосование по окончательному статусу края, но без указания, когда именно будет проведено это голосование и приведет ли оно к независимости. Азербайджанцы утверждают, что любое мирное решение должно сохранить территориальную целостность их государства и гарантировать ВПЛ право на возвращение, в том числе и в сам Нагорный Карабах. В то же время армяне стремятся реализовать право на полное самоопределение (армянского) населения Нагорного Карабаха, в том числе и добиться полной независимости. Выйти из этого прочного круга сложно, но не невозможно. Необходимо подписать документ по базовым принципам, который будет служить первым шагом на пути к комплексному и всеобъемлющему мирному договору. Для этого одна из сторон не должна настаивать на фиксации конкретных сроков, а друга не стараться предвосхитить возм
29eb
ожный итог референдума по окончательному статусу Нагорного Карабаха.

ИА REGNUM : Можно ли констатировать, что в 2010 году угроза войны в Нагорном Карабахе возросла? Если да, то каковы перспективы и последствия возможных боевых действий?

Да, угроза войны в Нагорном Карабахе в 2010 году возросла. Речь не о том, что власти стран планируют широкомасштабную войну в краткосрочной перспективе, но локальные стычки, которые уже уносят жизни 30 человек каждый год, могут с легкостью выйти из контроля. Нарушения режима прекращения огня происходят на более широкой территории и с использованием более современного оружия и сложной тактики. Широко применяется снайперское оружие. В августе и сентябре 2010 года, на различных участках линии соприкосновения, фиксировалось от трех до восьми перестрелок из стрелкового оружия ежедневного, продолжительностью от 5 до 10 минут. Чем смертоноснее оружие покупают стороны, тем меньше времени им надо на ответную реакцию и спуск крючка, что повышает риск спонтанного конфликта. В 2011 году на линии соприкосновения уже были убиты трое солдат.

Как характеризует положение дел Международная кризисная группа (ICG) в своем отчете от 8 февраля «Армения и Азербайджан: предотвращая войну», сторонам необходимо срочно подписать документ по базовым принципам мирного урегулирования конфликта. Они должны также предпринять меры по повышению уровня доверия, чтобы снизить напряженность и предотвратить возможность возобновления боевых действий.

Уже существенный по объемам военный бюджет Азербайджана, в 2010-2011 годах планируется увеличить на 50% — до $3,1 млрд. из общего государственного бюджета в размере $15,9 млрд. В период президентства Ильхама Алиева расходы на оборону в Азербайджане увеличились в 20 раз. Руководство этой страны заявляет, что наращивание военной мощи нацелено, в первую очередь, к принуждению Армении к дипломатическим компромиссам.

Но существует реальная угроза спонтанной войны, в которой ни одна из сторон не будет иметь шансов на легкую и быструю победу. Многие в Азербайджане верят, что они могут начать наступление с блицкрига и захватить некоторые оккупированные территории, но они очень быстро окажутся лицом к лицу с необходимостью вести бои в неприступных горах. Армянская сторона, которая контролирует высоты, развяжет серьезную контратаку. Азербайджанское гражданское население более уязвимо, поскольку города и новые поселения для ВПЛ расположены на низменностях, прилегающих к зоне нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанская военная авиация и вертолеты могут быть нацелены вглубь Армении, но мощная армянская система ПВО, включающая российские комплексы C-300 с ракетами «земля-воздух» и эскадрилью истребителей-перехватчиков МИГ-29 , базирующуюся в Гюмри, делают азербайджанскую авиацию уязвимой.

Чтобы избежать возможности спонтанной (случайной) войны, стороны должны отвести снайперов с линии соприкосновения (в соответствии с рекомендациями ОБСЕ), приостановить проведение крупномасштабных военных учений поблизости от этой линии, оттянуть и исключить применение любой артиллерии и возведение траншей в направлении друг друга. Армения должна прекратить отправку солдат своей регулярной армии для несения службы в Нагорном Карабахе. В то же самое время, необходимо многое сделать для изменения статус-кво, который глубоко разрушителен для Азербайджана, и предотвращение конфликта станет наиболее возможным в случае подписания соглашения по базовым принципам урегулирования.

ИА REGNUM : Как вы думаете, способствовал ли росту напряжения в зоне карабахского конфликта отказ Турции от ратификации армяно-турецких протоколов?

Армяно-турецкие протоколы, конечно, оказали влияние на конфликт. Доверие к президенту Армении Сержу Саргсяну и поле для его маневра в 2010 году постоянно сокращались, частично и по причине провала процесса нормализации отношений с Турцией, казавшегося столь перспективным в 2009 году. Сказалась жесткая линия внутренней оппозиции, которая осудила протоколы, подписанные в октябре 2009 года, считая, что они отражают усилия Турции по давлению на Армению в карабахском вопросе и предотвращают возможность принятия резолюций о Геноциде армян законодательными органами различных стран мира.

Азербайджанская сторона мотивирует свою позицию тем, что нормализация армяно-турецких отношений, особенно разблокирование армяно-турецкой границы, не может произойти до тех пор, пока Ереван не начнет отвод войск с оккупированных территорий. Баку оказывает нажим на Анкару, требуя проводить соответствующую политику. Ереван приостановил свою подпись под протоколами, обвинив Турцию в «невыполнении собственных обязательств по ратификации протоколов без предварительных условий и в разумные сроки».

Турецко-армянское примирение могло бы оказать содействие процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Остановка этого процесса может лишь усложнить положение всех сторон.

ИА REGNUM : Источники указывают, что президент Азербайджана Ильхам Алиев отказывается конкретизировать точную дату нового референдума в Нагорном Карабахе. Они считают это одним из главных факторов, препятствующих достижению согласия. Так ли это?

Я сомневаюсь в том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ когда-нибудь укажут точную дату голосования, или же детализируют условия голосования. Все это будет определено после подписания документа по базовым принципам урегулирования конфликта. Основная идея заключается в создании демократических условий для проведения голосования. Я также верю, что азербайджанское население Карабаха должно вернуться, а армянские войска быть выведены со всех оккупированных территорий. Тогда пройдет и голосование.

ИА REGNUM : Считаете ли вы, что референдум в Южном Судане, разделивший христианскую и мусульманскую части этой страны, может быть применен в качестве прецедента в карабахском вопросе, где существует точно такой же разделяющий религиозный фактор.

Референдум в Южном Судане обозначил не отделение друг от друга христианской и мусульманской зон, а реализацию комплексного мирного соглашения. 21-ый век — не время для создания религиозно или этнически чистых государств. Если Армения, или любое другое государство, захотят создать этнически или религиозно чистую страну, то они будут вынуждены очень серьезно бороться против глобализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.