На днях Национальная статистическая служба Армении ( НСС ) представила информацию о социально-экономическом положении страны в январе-декабре 2010 года. К сожалению, основные показатели, характеризующие итоги минувшего года, вызывают серьёзную озабоченность. Так, в 2010 году ВВП Республики Армения (РА) составил 78,73% от объёма ВВП докризисного 2008 года, а в сравнении с кризисным 2009 годом, хотя и был отмечен темп роста на 102,6%, однако, это было в условиях, когда соотношение объёмов ВВП в текущих и сопоставимых ценах, то есть индекс-дефлятор ВВП составил 110,2%. Таким образом, в минувшем году, по сравнению с прошлым 2009 годом, был зарегистрирован не рост объёма ВВП, а его спад. Ухудшилось также социальное положение населения, а именно: при темпе роста среднемесячной номинальной заработной платы одного работника на 106,7%, индекс потребительских цен возрос на 108,2%. Ухудшились показатели внешнеторгового оборота. Несмотря на опережающие темпы роста экспорта в сравнении с импортом более чем на $166,6 млн, увеличился дефицит торгового баланса. При этом следует отметить, что высокий темп роста экспорта был обусловлен трёхкратным повышением цен на цветные металлы, в частности, на медь, концентрат которого имеет значительный удельный вес в структуре экспорта из Армении. Настораживает, что удельный вес государственного внешнего долга с 13% по отношению к ВВП по состоянию на 2008 год, достиг 44% ВВП по итогам 2010 года, составив $3,795 млрд.
Нелишне отметить, что в 2010 году объём розничной торговли в сравнении с предыдущим годом составил 100,6%, и это при инфляции 8,2%, то есть имеет место ощутимое сокращение платежеспособного потребительского спроса населения, а стало быть, понижение его жизненного уровня. Особо следует отметить, что если бы не денежные переводы наших соотечественников из-за рубежа своим родным и близким, которые проживают в Армении, то социальное положение сотен тысяч наших граждан стало бы критическим. Так, в январе-ноябре 2010 года чистый приток частных денежных трансфертов по банковской системе физическим лицам Армении в некоммерческих целях составил почти $944 млн. При этом чистый приток денежных переводов из России составил порядка $834 млн (вестник ЦБ РА, ноябрь 2010 года) или 88, 39% от общей суммы чистого притока трансфертов.
В условиях столь тревожного положения дел в экономике и социальной сфере, ни правительство, в лице премьер-министра и руководителей министерств финансово-экономического блока, ни руководство ЦБ Армении, к сожалению, так и не выступили с профессиональным анализом причин продолжающегося финансово-экономического кризиса, так и не отчитались, к примеру, почему намеченный государственным бюджетом РА на 2010 год уровень инфляции был превышен более чем в полтора раза. Так и не дали разъяснений о том, чем обусловлено то обстоятельство, что в малоземельной Армении около 38% пахотных земель не обрабатывается. В этих условиях вовсе не было неожиданностью, что в прошлом году объём в
51d6
аловой продукции сельского хозяйства, в сравнении с 2009-м годом, составил 86,5%. Вызывает смех, тревогу и гнев, что в этих условиях во время разного рода пресс-конференций руководители правительства РА лихо рапортуют гражданам республики о том, что в 2010 г. объём ВВП, вместо намеченного роста на 1,2%, увеличился на 2,6%. При этом они почему-то умалчивают о величине индекс-дефлятора ВВП, который составил 110,2%. Вызывает улыбку, когда они, казалось бы, взрослые люди, но ведут себя как лукавые шалунишки, которые в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса хотят уверить своих сограждан в том, что их жизнь стала лучше, а жить им стало веселее и легче. Вызывает тревогу, что, возможно, они на самом деле так и думают, поскольку информируют о якобы имевших место успехах в экономике с таким самодовольным видом, что со стороны может показаться, дескать, наша страна показывает устойчивые темпы роста в экономике и социальной сфере. Со стороны может сложиться такое впечатление, что граждане Армении только и ищут возможность, чтобы высказать правительству свою еле сдерживаемую благодарность. Видимо за то, что уровень безработицы по состоянию на 2010 год составил лишь какие-то 27,5%, о чём 1 февраля т.г. заявила начальник Агентства Государственной службы занятости Министерства труда и социальных вопросов Сона Арутюнян. А ведь могло быть и хуже, как, например, в Египте, где уровень безработицы составил не какие-то там 27,5%, а все 20%, что вызвало гнев и возмущение граждан этой страны. Причём, согласно законодательству РА, безработными считаются те граждане, которые ищут работу и не получают никаких пенсий и пособий.
Вызывает гнев, что финансово-экономический блок правительства не отдаёт себе отчёт в том, какие последствия для Армении могут иметь процессы, сотрясающие в настоящее время государства так называемого «Большого Ближнего Востока». Не утруждают себя выяснением причин этих потрясений, остаются глухи к тем милитаристским заявлениям, с которыми выступает руководство соседнего Азербайджана. Более того, не делают соответствующих выводов из того факта, что на международном уровне ведётся последовательная работа по дискредитации усилий стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В подтверждение к сказанному, можно привести состоявшееся на прошлой неделе переизбрание в должности председателя ПАСЕ депутата Великого Национального Собрания Турции Мевлюта Чавушоглу , который счёл наиважнейшей задачей для европейской общественности возобновление деятельности подкомитета по Нагорному Карабаху. По данному вопросу 22 января т. г. со стороны Бюро ПАСЕ было принято соответствующее решение. И это несмотря на неоднократно звучащие призывы стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ воздержаться от действий, которые могут навредить переговорному процессу.
Достаточно чётко на этот счёт высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров , который, отвечая на вопрос о перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2011 году, ответил: «Что касается карабахского урегулирования, то действительно Россия, как одна из трёх стран-сопредседателей, вместе с США и Францией, предпринимает усилия по достижению договорённости. Помимо участия в тройке, Россия, прежде всего, в лице президента Дмитрия Анатольевича Медведева, использует свои отношения с Ереваном и Баку для того, чтобы в русле согласованных сопредседателями подходов постараться поискать развязки и в формате президентов трех стран — России, Армении и Азербайджана». Далее глава МИД России заявил: «И, наверное, самое главное на данном этапе не мешать этому процессу. Поскольку как только начинают привлекаться трибуны, особенно таких организаций как ООН или ОБСЕ, то вопрос из делового обсуждения сразу перетекает в сферу публичной полемики. Это никогда не способствует сближению позиций, а лишь провоцирует обострение подходов, провоцирует антагонизацию сторон» (Информационный бюллетень МИД РФ, 17 января 2011 года, стр. 17).
Таким образом, становится очевидно, что турецко-азербайджанская сторона, посредством уважаемого института ПАСЕ, нацелилась на срыв переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. Более того, она стремится ещё сильнее обострить армяно-азербайджанские отношения, нагнетать атмосферу вражды и нетерпимости между Арменией и Азербайджаном. Между тем понятно, что альтернативой переговорам является возобновление военный действий, для начала которых уже не первый год в Азербайджане создается соответствующий информационный фон. Взять хотя бы последнее заявление министра финансов Азербайджана Самира Рауф оглы Шарипова о том, что в 2011 году военный бюджет его страны увеличится на 90% и составит $3,1 млрд. При этом, если учесть, что кроме этих расходов, $1,360 млрд будет потрачено на нужды оборонной промышленности, то в итоге общие расходы военного бюджета и обороны Азербайджана в текущем году составят $4,460 млрд, или 8,9% от ВВП. Для сравнения отметим, что военный бюджет Армении в 2011 году более чем в 10 раз уступает военным расходам Азербайджана, а расходы на оборону в 2011 году в Армении составят порядка $390 млн.
Столь подробное изложение количественных показателей, характеризующих состояние армянской экономики, было сделано с одной единственной целью: показать всю сложность сложившегося состояния дел в экономике республики, заострить внимание нашей политической элиты на этих проблемах. Необходимость такого подхода диктуется также и складывающейся в республике внутриполитической обстановкой, когда со стороны не только представителей радикальной оппозиции в лице Армянского Национального Конгресса (АНК), но и конструктивной оппозиции, в частности, представителей Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн всё более громко звучат прогнозы о возможности самоликвидации, или потери независимости Армении.
Естественно, напрашивается вопрос: есть ли выход из создавшейся ситуации. Безусловно, есть. При этом я не буду перечислять основные пороки экономики Армении, которые тормозят развитие страны, об этом уже много писалось. Будь то, давно уже назревшая необходимость слома системы олигополий, актуальность решения комплекса вопросов по созданию равных условий для свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, по слому системы засилья монополий во внешней торговле, что крайне отрицательно сказывается на ценообразовании товаров первой необходимости на внутреннем рынке, ведёт к банкротству отечественных товаропроизводителей, в особенности малых и средних фермерских хозяйств, по проведению непримиримой борьбы с укоренившейся во всех сферах коррупцией, что представляется особо важным. Наглядным примером сложного положения дел с коррупцией служат данные, опубликованные НСС (Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2010 года, стр. 139). Так, распределение взысканных и невосстановленных остаточных сумм имущественного исполнительного производства в пользу государственного бюджета РА, Комитета государственных доходов при Правительстве РА по искам Министерства финансов РА выявило следующую картину: взысканная сумма составила 1 млрд. 94,7 тысяч драмов, в то время как невосстановленная остаточная сумма на конец минувшего года составила 19 млрд. 537 млн. 337,4 тысячи драмов. Что же стоит за этими удручающими цифрами, когда с недобросовестных налогоплательщиков взысканная сумма составляет лишь 5,68% от подлежащей взысканию суммы в 20 млрд. 417 млн. 432,1 тыс. драмов. Чем это объяснить? Отсутствием профессионализма в работе налоговых и финансовых служб или, мягко выражаясь, недобросовестностью судебных органов, — пусть выясняют соответствующие контрольные службы администрации президента, правительства РА и Счётная Палата.
С учётом вышеизложенного становится особенно актуальным проведение целенаправленной работы по реализации проектов, которые уже заложены в программу Российско-Армянского Центра инновационного сотрудничества. Отметим, что учредительный форум Российско-Армянского Центра инновационного сотрудничества, состоялся 15 апреля 2010 года в Ереване, спустя 6 месяцев после встречи президента Армении со специальным представителем президента РФ по связям со странами СНГ , руководителем Россотрудничества Фаритом Мухаметшиным . Встреча состоялась с участием и по инициативе Чрезвычайного и Полномочного посла России в Армении Вячеслава Коваленко и руководителя представительства Россотрудничества в Армении Виктора Кривопускова .
Хочется с удовлетворением отметить, что Центр инновационного сотрудничества уже предпринимает конкретные шаги, призванные объединить инновационный потенциал России и Армении, способствовать модернизации экономик двух государств, создать дополнительные возможности и надлежащие условия для практической реализации совместных разработок в сфере высоких технологий в военно-промышленном комплексе наших стран. Следует особо отметить, что Российско-Армянский Центр инновационного сотрудничества является «пилотным» проектом и предполагается, что на его опыте будут созданы Центры в других республиках, прежде всего, в Странах Содружества Независимых Государств. Стало быть, успех работы этого Центра будет рассматриваться в качестве весомого фактора, определяющего перспективность интеграционных процессов экономик стран СНГ. Успех этого проекта создаст хорошие предпосылки для ускорения процессов по формированию единого экономического пространства. Равно как и, не приведи Господь, неудача может нанести необратимый урон этому делу и дискредитировать саму идею экономической интеграции, более того, поставит под сомнение её неоспоримые преимущества для стран Содружества. Поэтому не будет преувеличением утверждение о том, что экономическая интеграция России и Армении, стратегических патрнёров, ближайших военно-политических союзников, будет иметь принципиальное значение для будущего не только Армении, но может оказать положительное воздействие на формирование Евразийского политико-экономического союза, ядром которого послужит Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан, о создании которого 5 июля 2010 года в Астане на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС объявил Президент РФ Дмитрий Медведев . Примечательно, что тогда же президенты Таджикистана и Киргизии заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.
Не секрет, что основными действующими лицами в реализации интеграционных процессов между Россией и Арменией выступает посольство Российской Федерации в Республике Армения. Не является секретом и то, что дальнейшее углубление экономического сотрудничества между Россией и Арменией срывает стратегические планы наших соседей — Турции и Азербайджана, которые вот уже третье десятилетие на глазах у сердобольных международных блюстителей соблюдения прав человека осуществляет экономическую блокаду Республики Армения, пытаясь довести нашу страну до экономического коллапса, а далее — склонить её к капитуляции на переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию. Ясно, что турецко-азербайджанские правящие круги прекрасно осознают, что мощным заслоном на пути их военной и экономической экспансии в регионе Южного Кавказа стоит стратегический партнёр Российской Федерации — Республика Армения. Страна, экономика которой, хотя и переживает далеко не лучшие времена, тем не менее, посредством углубления экономической интеграции с Россией, в не столь отдалённой перспективе сможет стать менее уязвимой, а значит и более мощной и надёжной преградой на пути экспансионистских устремлений Турции и Азербайджана в Южном подбрюшье России.
Стало быть, основной целью этих государств и лоббирующих их интересы политических сил, окопавшихся в международных организациях, а также для разного рода антироссийских сил, будет использование русофобски настроенной части Армянского Национального Конгресса (АНК) для дискредитации и извращения сути российско-армянского стратегического партнёрства. Поэтому следовало ожидать того, что в РА ими будет развёрнута настоящая информационная война против политиков и дипломатов, ратующих за углубление союзнических, братских отношений между Россией и Арменией. Основная же цель азербайджано-турецкой пропаганды и их приспешников из АНК — разжигание антироссийских и русофобских настроений. О степени остервенелости этой доморощенной публики более чем красноречиво говорят заголовки разного рода публикаций в газетах, щедро проплаченных из-за бугра. Бесспорно, пальма первенства в этом неблагородном и грязном занятии прочно закрепилась за газетами «Жаманак» и «Чорорд Инкнишханутюн», за первой из которых торчат длинные уши их политического поводыря, печально известного «политолога», которого патриотическая пресса Армении обвинила в шпионской деятельности. Они настолько обуреваемы ко всему российскому, что ставят в упрёк посольству РФ и представительству Россотрудничества в Армении содействие в издании произведений классиков армянской литературы и деятелей культуры, а также публикацию работ молодых литераторов республики отдельными сборниками на русском языке. Надо же — это квалифицируется не иначе, как проявление расизма и колониализма. Не менее критично они относятся к содействию в изучении русского языка чиновниками госучреждений, которым в ближайшее время предстоит тесное сотрудничество с российскими бизнес-структурами по реализации крупных инвестиционных проектов в Республике Армения.
Конечно, можно было бы реагировать на все эти антироссийские публикации по примеру Владимира Владимировича Путина, который 3-го февраля т.г. в ходе встречи с коллективом Первого канала ( ОРТ ) на вопрос Владимира Познера — «В принципе, как вы относитесь к появлению в эфире Первого канала представителей оппозиции, то есть у вас это не вызывает отрицательного отношения? Вы в принципе считаете это возможным?», — ответил: «Абсолютно. На конкретных радиоканалах, по-моему, только этим и занимаются. Причём я даже больше вам скажу, когда я слушаю, иногда некоторые вещи, я — то знаю, что на самом деле в жизни происходит. Я и вижу и слышу, что они врут, но даже к этому я отношусь абсолютно спокойно. Должен кто-то и врать, потому что кто-то хочет услышать это враньё. Пускай скажут, в конце концов». И в нашем случае явно врут, однако, в отличие от России в Армении на лжи о российско-армянских отношениях, разжигании антироссийской истерии построена вся информационная политика АНК. Видимо, политика посольства Российской Федерации в Армении, нацеленная на всемерное углубление экономических и гуманитарных связей между Россией и Арменией (при уже довольно-таки прочном военно-политическом союзе наших государств), явно размывает фундамент из-под ног всех тех антинациональных сил, которые денно и нощно распространяют ложь, клевещут именно на дипломатов, выполняющих свою дипломатическую миссию в Армении не только в качестве государственных служащих своей страны, но и делающих это с душой, благодаря чему воспринимаются большей частью нашего общества как люди, полюбившие наш народ, как люди, которые с большим уважением и вниманием, я бы сказал, трепетно раскрывают новые грани нашей древней и современной культуры перед многомиллионной российской аудиторией.
Видимо деятельность российских дипломатов в Армении сильно тормозит, сводит на нет усилия турецко-азербайджанских специальных служб, их зарубежных лоббистов по разрыву духовных уз между народами России и Армении, которые и являются цементирующей основой стратегического партнёрства наших стран. Поэтому, вовсе нельзя считать случайностью развязанную терпетросяновской пропагандой антироссийскую истерию, которая как нельзя на руку турецко-азербайджанским правящим кругам. Уж кому-кому, а азербайджанцам и туркам давно известно как многое для армян значит духовное родство и цивилизационная взаимодополняемость армянского и русского народов. Уж кто-кто, а они прекрасно знают, что в Османской Империи старики и женщины Западной Армении, спасаясь от турецкого ятагана, брали с собой детей и книги…
Осмысливая последовательно тиражируемые в Армении отдельными СМИ публикации антироссийской направленности, невольно вспоминаются слова, произнесённые английским критиком и поэтом эпохи Просвещения, доктором Сэмуэлем Джонсоном, произнесённые 7-го апреля 1745 года в Литературном клубе: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». В нашем случае поражаешься тому, что, насколько должны быть низменны помыслы тех, кто, огульно клевещут на подлинных друзей Армении и при этом свою, столь не присущую нашему народу, неблагодарность и прямое предательство национальных интересов, выдают за патриотизм.
Арташес Гегамян — председатель партии «Национальное Единение».